24.07.2021

Что и почему празднуют украинцы

Александр Курочкин: Мы сегодня живем в нескольких календарных измерениях

О генезисе и особенностях украинских праздников «k:» побеседовали с главным научным сотрудником Института этнографии и фольклористики НАНУ им. Рыльского, доктором исторических наук, профессором Александром Курочкиным.

Как исторически складывались украинские традиции праздников?

Украинский народ — старожил на европейском континенте. И на всем пути развития, как и у других народов, его сопровождали такие цивилизационные элементы, как культура, быт и праздники. По утверждению специалистов-культурологов, праздник — это вечная категория человеческого бытия. Такая же, как труд, сон, еда, работа. Смена будней и праздников — это обычный ритм человеческой жизни.

Ретроспективный взгляд вглубь веков позволяет проследить движение праздничной и культурной системы от глубокого язычества через тысячелетний этап христианизации до ХХ века, который прошел под девизом атеистической борьбы с религиозными пережитками. Это три системы, которые мы сегодня вобрали в нашу культуру и в период независимости так или иначе переживаем все эти этапы одновременно. У нас сегодня очень эклектичная культурная традиция, праздничная в том числе, мы живем в нескольких календарных измерениях. По каким-то еще языческо-христианским праздникам и традициям вроде Нового года, встречи весны, Ивана Купала, где присутствует глубокий языческий пласт с позднейшими христианскими наслоениями. А Октябрьская революция провозгласила новую эру в истории человечества, где все должно было стать новым, в том числе и система праздников. И главным лейтмотивом этой системы был праздник «Великого Октября». Были эксперименты, когда реформировали неделю, превратив ее в пятидневку. Но даже в условиях советской действительности проходил процесс трансформации и возвращения к общечеловеческим ценностям: вернулись и к семидневной неделе, и к новогодней елке, и более мягко стали относиться к тому, что люди хотя бы в семейном кругу праздновали Пасху или Рождество, к праздникам различных этносов, населявших советские республики.

А сегодня мы находимся в эклектической системе, когда появились праздники календаря Независимости — свято злуки, День независимости, праздник прапора, День освобождения от фашистских захватчиков, День защитника Отчизны. Это молодые праздники, которые еще только ищут свою символику и стилистику. Но сегодня именно они составляют мейнстрим украинской праздничной системы.

Как в этом процессе соотносятся естественное и искусственное начала? Как он воспринимается в массовом сознании?

Массовое сознание всегда отстает от идеологических догм и рекламы. Только с ходом времени, например, Первомай или годовщина Октября стали общенародными, принятыми людьми. Такая же система была в период раннего христианства, когда люди еще целые века отмечали языческие праздники, хотя сверху их давили и внедряли праздники христианские. И только постепенно, с течением времени, в ходе различных взаимоотношений христианские праздники вобрались в жизнь и быт каждой украинской семьи. Но все равно глубокое языческое начало сохранилось, это общая тенденция — мы в этом плане не оригинальны и повторяем то, что происходило с другими народами. Достаточно вспомнить Великую французскую революцию с ее новыми праздниками, обрядами и календарем, которые принялись внедрять пришедшие к власти якобинцы. Но после того, как они сошли со сцены, многие позиции вернулись на свои места, а некоторые якобинские моменты прижились — как, например, «Марсельеза», трехцветное знамя и День взятия Бастилии. То есть постоянно идет процесс отсева, выбора жизненных форм и форм, которые могут быть временными, актуальными сегодня, но ненужными завтра.

Тут нужно отметить, что бывают ситуации, когда в обществе специально создается какая-то группа людей или даже институция, формирующая новые праздники, влияет на эти процессы. Так было, скажем, в период первых лет революции, когда работала целая идеологическая система — Политпросвет, нарком Луначарский и так далее. Они внедряли новую систему практически насильно. А сегодня мы живем в стихийном процессе. Наше общество легкомысленно оставило эту сферу на обочине. Но мне кажется, что должна быть творческая лаборатория, состоящая из специалистов — искусствоведов, этнографов, историков, социологов, — которая формировала бы идею и ритуалистику новых праздников и подсказывала, как их грамотно предлагать обществу. Потому что отсутствие этой системы приводит к тому, что у нас появляется ряд сторонних праздников типа Октоберфеста или Хеллоуина, которые вытесняют наши местные, традиционные. Хотя, скажем, День святого Валентина — момент положительный. Потому что в советское время у нас процветала общественно-патриотическая направленность праздников: все в коллективе, всей страной, сначала для Родины, потом для себя. И человек оказывался на обочине. А тут нормальные отношения людей, любовь, семья, объяснение в любви — это человеческое измерение истории, которое несет в себе этот праздник.

В украинской традиции есть праздники, которые могли бы трансформироваться в таком положительном смысле — например, Ивана Купала, где тоже присутствует симфония любви, атмосфера молодежного взаимопонимания, парования, подготовки к будущему браку. Но мы не смогли развернуть и актуализировать этот праздник так, чтобы он стал массовым — в то время, как День святого Валентина быстро завоевал нашу молодежь. Но тут присутствует еще и коммерческая составляющая, которая сегодня очень важна. Это вся упаковка праздника — подарки, открытки, атрибутика, снижение цен, акции и так далее. Недаром на Западе говорят, что День святого Валентина — это праздник, когда распродаются товары, не проданные на Рождество. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *